Одна из сложностей организации евротура — определиться со списком стран, в которые вы успеете попасть за ограниченное время. А дальше дело за малым — выбрать недорогой способ для путешествия из города в город, подумать о жилье (можно даже о бесплатном) и найти хорошую компанию.
Автостоп
В последние годы автостоп уже не так популярен, ведь благодаря лоукостерам можно долететь почти до любого европейского города за пару евро и не мёрзнуть на трассе, ожидая попутку.
Но в самолёте вы вряд ли познакомитесь с соседом по креслу — а путешествия на машине к этому располагают. Автостоп — это способ путешествий для романтиков и экстравертов (будьте готовы к тому, что вам придётся много разговаривать). Если вы не знаете английский на уровне, достаточном для поддержания беседы — этот вариант может быть не для вас.
Как это работает
Составьте хотя бы примерный маршрут, но будьте готовы к отклонениям. Проще всего воспринимать их как приключения — и находить свою прелесть в промежуточных деревнях и городках, куда вы наверняка завернёте по пути.
Запаситесь бумагой и маркерами, чтобы делать таблички с названиями нужных городов — так водителям не придётся лишний раз останавливаться, чтобы узнать, куда вам нужно (да и внимания вы привлечёте больше).
Помните, что в Европе никто не ловит машины по ночам — все автостоперы путешествуют днём. Так вас проще заметить на обочине, а сама поездка будет безопаснее как для вас, так и для водителя.
Удобнее всего ловить попутку на выезде из города (только проверьте по карте, откуда выезжают машины в нужном вам направлении). Обычно самый большой автомобильный поток на автобанах и скоростных трассах, но водителей там часто штрафуют за остановки. Так что голосуйте в местах, где можно тормозить: зонах отдыха, зонах оплаты дороги, у поворотов на стоянки и на заправках. На обычной дороге тоже имеет смысл становиться там, где водители притормаживают (иначе они вас просто не заметят или не успеют затормозить): перед развязкой и заездами на магистраль.
Смиритесь с тем, что есть страны, в которых автостоп просто не особо популярен — поэтому водители останавливаются крайне редко и особо надеяться на это не стоит. Среди таких стран опытные автостоперы называют Испанию, Италию и некоторые регионы Франции. Но есть и идеальные для автостопа страны — например, Исландия, по которой кроме как на автомобиле особо и не поездишь.
BlaBlaCar и схожие сервисы
Если вам нравится идея поездки с попутчиками, но вы не в восторге от необходимости пару часов ждать подходящую машину, найдите поездку на BlaBlaCar. Это платно (но довольно недорого), зато вы хотя бы примерно будете знать, когда выезжаете и сможете сразу попасть в нужный населённый пункт.
Автор этого текста ездила на BlaBlaCar в Прагу из Берлина и обратно. Дорога туда прошла без приключений: я встретилась на окраине Берлина с приятным чехом на комфортной машине, мы проговорили всю дорогу — и через пару часов уже были в центре чешской столицы.
Из этой истории можно вынести несколько советов для путешественников на машине:
- Выбирайте предложения, в которых указано, что на заднем сидении будут максимум два человека — так вы сможете хотя бы подремать, а не мучаться, зажатым другими телами.
- Ищите водителей с высоким рейтингом — почитайте отзывы прошлых пассажиров, чтобы примерно представлять, с кем вы будете ехать.
- Будьте готовы к неожиданностям и заготовьте небольшую сумму на экстренные расходы, чтобы была возможность поесть и остаться на ночь в незнакомом городе.
Автобусы
Главное правило таких поездок — стараться проводить в автобусе не больше пяти часов и запастись развлечениями. Красивые виды за окном быстро надоедают, а вай-фай есть далеко не у всех перевозчиков, так что советую скачать побольше музыки, книг и сериалов.
Ночные автобусы часто обходятся дешевле, но спать в них сложно (ещё сложнее потом гулять весь день по городу). Поэтому старайтесь сократить количество ночных переездов — или хотя бы чередовать их с ночами в отеле или хостеле.
Обязательно берите с собой беруши или наушники с шумоподавлением и тёплую одежду — это ощутимо повышает уровень комфорта и помогает выжить среди болтливых попутчиков.
Заранее проверяйте, откуда отправляется и куда приезжает ваш автобус: не все они отходят от автобусных вокзалов, а некоторые остановки могут располагаться на окраине города. Это особенно важно, если у вас будет короткая пересадка — так же, как и то, что автобус может сломаться в дороге и забрать с собой в никуда все планы.
В Европе десятки автобусных перевозчиков. Все они недорогие, поэтому выбирать можно по времени выезда и отзывам пассажиров.
Основные перевозчики:
- Eurolines — недорогие рейсы по всей Европе, встречаются ночные варианты;
- FlixBus — десятки рейсов в любом направлении каждый день. У них есть даже проездной на пять любых поездок за 99 евро;
- Ecolines — много акций, при покупке за два месяца можно поймать билеты за 1 евро;
- Lux Express — прибалитийская автобусная компания (как и Ecolines), с обширной картой перевозок по восточной Европе. Есть бюджетная версия — Simple Express;
- Sindbad — польский перевозчик, работающий в основном по восточной Европе (но есть и рейсы в Англию);
- Regiojet — чешская компания, которая охватывает почти всю Европу;
- BlaBlaBus — бывший французский OuiBus с маршрутами по западной Европе.
Более локальные:
- Flibco — Бельгия и соседи;
- Onnibus — Финляндия;
- Rede-Expressos и Eva-Bus — Португалия;
- Socibus, DirectBus и Alsa — Испания.
Чтобы не проверять сайт каждого перевозчика вручную, удобнее пользоваться агрегатором вроде Busradar (на нём вам даже расскажут о том, есть ли в автобусах туалет, розетки, вай-фай или пледы).
Поезда
Если в Казахстане поезд часто бывает самым бюджетным вариантом для путешествий, то в Европе (с её лоукостерами поезд) — скорее роскошь. Между соседними городами в одной стране можно ездить на местных электричках (local train или regular train) за 5–20 евро. Но вот за дорогу из одной страны в другую придётся выложить до нескольких сотен евро (особенно если брать места в купе, а не в сидячем вагоне). Есть ещё и скоростные поезда, которые не только быстрее, но и комфортнее — и одновременно дороже.
На поездах однозначно удобнее путешествовать по ночам — места в них побольше, чем в автобусах (даже на сидячих местах) и не нужно платить за отель.
Покупайте билеты сильно заранее (но учитывайте, что продажи открываются примерно за три месяца). Чем ближе дата отправления, тем сильнее растут цены — а ещё все билеты второго класса разбирают, поэтому придётся тратиться на люкс (или оставаться вообще без билета).
В каждой стране есть внутренние перевозчики:
- SNCF — Франция;
- Trenitalia — Италия;
- Deutsche Bahn — Германия;
- Renfe — Испания;
- PKP — Польша;
- České dráhy — Чехия;
- ÖBB — Австрия.
Отдельно стоит упомянуть Interrail — это перевозчик с высокоскоростными поездами и не самыми низкими расценками. Если планируете много передвигаться на поезде и хотите сэкономить, берите проездной — есть как по всей Европе (от 185 евро за четыре дня в течение месяца), так и по отдельным странам (от 51 евро, в зависимости от страны и срока действия).
Чтобы не искать поезда вручную, используйте агрегатор RailEurope — он поможет в построении сложного маршрута (до пяти поездок в одном поиске) из нескольких перевозчиков. Там же можно указать, есть ли у вас проездной — чтобы в приоритете были подходящие поезда.
Как всё-таки дешевле и удобнее путешествовать по Европе
Бесплатно, но дорого и сложно: автостоп.
Недорого и долго: автобусы, электрички, BlaBlaCar.
Недорого и быстро: авиакомпании-лоукостеры.
Дорого и более-менее быстро: скоростные поезда.
Универсального способа нет, так что окончательный выбор зависит от ваших целей и бюджета. Если у вас нет особых предпочтений, сделайте сравнительную табличку, в которой укажете цену и время в дороге для каждого способа — и сможете выбирать, основываясь на ней.