Оказывается, некоторые люди считают, что еду готовят стюардессы прямо на борту самолёта (нет). Разбираемся, кто и где готовит её на самом деле, чем отличаются блюда в экономе и бизнесе — и почему стоит попробовать кошерное меню (даже если вы не еврей).
Где готовят еду для полётов
Еду готовят специальные предприятия, расположенные недалеко от аэропортов (или на их территории). Авиакомпании заключают договоры с компаниями-производителями питания в каждом городе, откуда летают их самолёты (а иногда и с несколькими, если в городе больше одного аэропорта).
Такие предприятия готовят еду для всех авиакомпаний, вылетающих из аэропорта, но с разным бюджетом, меню и стандартами. Поэтому питание на борту у разных перевозчиков может отличаться — где-то вам дадут сэндвич с одиноким кусочком сыра, а где-то накормят полноценным обедом.
На этих предприятиях питание упаковывают в касалетки — специальные формы из фольги, в которых еду можно будет разогреть на борту. Кстати, в фарфоровую посуду для бизнес-класса еду раскладывают там же — стюардессы не занимаются оформлением блюд, а подают их уже готовыми.
После того, как на предприятии подготовят всю еду, её загружают на самолёт с небольшим запасом. Авиакомпании опасаются отравлений, поэтому не используют скоропортящиеся продукты, а если вылет задерживается, то приготовленную еду уничтожают и заменяют на свежую партию.
Кстати, про запас — если вы понимаете, что не наелись, то можете попросить у бортпроводника дополнительную порцию. Обычно пассажирам не отказывают (если еда осталась, конечно же).
Какая еда бывает на борту
Помимо классического выбора «курица или рыба» у пассажиров есть и другие варианты. Авиакомпании предлагают вегетарианские (без мяса), веганские (без мяса, молока и яиц), кошерные, халяльные, детские, а иногда и фруктовые, диабетические или низкокалорийные опции.
За такую еду обычно не берут доплату, но заказывать её нужно заранее — как правило, не позже, чем за 24–48 часов до вылета (чтобы для вас успели приготовить порцию). Никаких подтверждающих документов тоже не требуется — никто не попросит вас доказывать веганство или еврейские корни. При этом спецпитание обычно раздают раньше, чем всю остальную еду, порции больше, а некоторые пассажиры утверждают, что оно ещё и в разы вкуснее. Так что во время следующего полёта закажите, скажем, кошерное меню — поедите раньше остальных и попробуете что-то новое.
Стандартное питание тоже бывает разным — зависит от конкретной авиакомпании, длительности полёта и даже аэропорта вылета. Некоторые авиакомпании рассказывают о питании даже для конкретного рейса (например, Emirates), а другие используют максимально размытые характеристики вроде «закуска и напиток».
Кстати, авиакомпании вообще не обязаны кормить пассажиров — даже во время длительных рейсов (этим пользуются лоукостеры, которые экономят на всём). Узнать, будет ли питание на борту, можно на сайте конкретной авиакомпании или в её службе поддержки.
Если кормить вас не собираются, то еду можно взять с собой. Только помните про ограничение провоза жидкости в 100 миллилитров — вместо супа лучше запастись протеиновыми батончиками, салатом или просто контейнером с котлетами и макаронами. Главное — подумайте о своих соседях: желательно, чтобы ваша еда не сильно пахла и не могла быть случайно разлита.
Чем отличается еда в бизнес-классе
Еду для пассажиров первого и бизнес-класса готовят там же, где и еду для эконома, но по отдельному меню. Поэтому ингредиенты для блюд дороже, а сама еда интереснее — если для эконома никто не будет готовить филе-миньон, то в более высоком классе это блюдо встречается достаточно часто.
Некоторые авиакомпании составляют меню для бизнес-класса с помощью известных поваров, поэтому по качеству еда не отличается от ресторанных блюд. Например, Гордон Рамзи консультировал Singapore Airlines, а обладатель звезды Мишлен Том Керридж составил меню для British Airways. Ну и подают еду в бизнесе (и классах выше) на настоящих тарелках и тканевых салфетках, а не в контейнерах — это тоже влияет на общее впечатление.