Как насчёт того, чтобы не просто платить за билеты меньше, а летать совсем бесплатно? Можно ещё время от времени оказываться в бизнес-классе, получать дополнительные услуги и постоянно чувствовать себя любимым клиентом авиакомпании. Если всё это звучит заманчиво — пришло время разобраться с мильными программами авиакомпаний.
Что за мили, почему они так называются и зачем это авиакомпаниям
Мили — это бонусные баллы, которые авиакомпании начисляют участникам своей программы лояльности. Впервые такая система появилась в США, поэтому в качестве названия использовали мили — местную единицу измерения расстояния (появись они в Европе, мы, возможно, писали бы текст про «километры»).
Почему авиакомпании вообще хотят, чтобы кто-то летал бесплатно? Им нужны постоянные пассажиры — те, кто будут выбирать не самого дешёвого перевозчика, а любимого. Если вы копите мили, то с большей вероятностью полетите той авиакомпанией, в программе которой участвуете, даже если билет будет стоить дороже — чтобы заработать на бесплатный перелёт в будущем.
Какие мили бывают и как их зарабатывать
Мили бывают квалификационными (их ещё называют статусными) и неквалификационными (премиальными). И те, и другие мили можно использовать для получения бесплатных билетов или повышения класса обслуживания.
Разница только в том, что квалификационные мили влияют на ваш статус в системе лояльности — чем их больше, тем более важной персоной считает вас авиакомпания. Поэтому обладатели всевозможных золотых и бриллиантовых статусов попадают на борт самолёта без очереди, бесплатно проходят в VIP-лаунжи в аэропортах и иногда попадают в бизнес-класс просто так.
Квалификационные мили можно получить только за полёты рейсами авиакомпании (или её партнёров по альянсу). Обычно срок их действия ограничен (до трёх лет), поэтому накопить мили за пару лет активных перелётов, а потом пользоваться привилегиями всю жизнь не получится.
Неквалификационные мили начисляются не только за покупку билетов, но и за использование услуг партнёров. Обычно это сервисы аренды автомобилей, сети отелей, рестораны и магазины. Если у вас нет цели выбрать самый дешёвый вариант проживания или место для ужина — ориентируйтесь на список партнёров, тогда вы получите больше миль и приблизитесь к бесплатному полёту. Учитывайте, что их срок действия тоже ограничен — обычно это 1,5–2 года.
Есть и другие варианты получить мили — например, некоторые авиакомпании начисляют их за регистрацию в программе лояльности и дарят на день рождения. Подпишитесь на рассылку выбранной авиакомпании, чтобы не пропустить конкурс или раздачу миль за отзывы.
Что делать с милями
Самый очевидный вариант — обменивать их на бесплатные билеты. Но важно понять, что мили авиакомпаний не равны реальному расстоянию между городами — поэтому количество баллов для каждого перелёта нужно рассчитывать не по карте, а на сайте перевозчика.
Изучайте условия оплаты билетов милями заранее — не всегда ими можно заплатить вообще за всё. Некоторые авиакомпании потребуют реальные деньги за топливный и другие сборы — а это может обойтись дороже, чем тарифная часть. Или же оплата милями может быть доступна не для всех направлений.
Если миль не хватает на билет, а воспользоваться ими всё равно хочется, можно повысить класс своего билета — например, пересесть из эконома в бизнес. Делать это стоит заранее, а не на стойке регистрации — ну и, пожалуй, имеет смысл на долгих рейсах (чтобы успеть насладиться преимуществами удобного кресла и вкусной еды).
Иногда мили можно обменять на опциональные услуги авиакомпаний — провоз дополнительного багажа, животных или спортивного снаряжения, предварительный выбор мест в салоне. Полный список обычно можно найти на сайте перевозчика.
Мили какой авиакомпании стоит копить
В первую очередь — той, которой вы планируете летать чаще всего. Если любимую авиакомпанию вы ещё не выбрали, присмотритесь к альянсам: в них входят крупные перевозчики и мили начисляются за перелёты любыми из них.
Три главных альянса в мире — это SkyTeam, StarAlliance и OneWorld.
В SkyTeam входят AirFrance, KLM, Alitalia, Аэрофлот, Czech Airlines, Korean Air, Delta и другие.
StarAlliance это Austrian Airlines, Turkish Airlines, Swiss, Brussels Airlines, Aegean Airlines, Air Canada, Singapore Airlines, EgyptAir, Thai Airways и другие.
В состав OneWorld входят British Airways, Iberia, Qantas, S7 Airlines, Qatar Airways, American Airlines, Royal Jordanian, Finnair и другие.
Не обязательно летать всеми авиакомпаниями в альянсе — просто так вам не придётся заводить десять аккаунтов в разных программах лояльности.
У Air Astana тоже есть программа лояльности, которая называется Nomad Club. Зарегистрироваться в ней можно онлайн, а баллы начисляются за внутренние и международные перелёты. Дополнительно можно получить мили за полёты авиакомпанией Asiana Airlines, но только в направлениях Алматы–Сеул, Астана–Сеул и обратно.
А что там с лоукостерами
У лоукостеров свои представления о программе лояльности — обычно регистрация в ней стоит денег, а мили не начисляют. Взамен авиакомпания предоставляет скидки и другие преимущества.
Например, годовое участие в программе WIZZ Discount Club стоит 29,99 евро — за это члены получают скидку от 10 евро на билеты дороже 19,99 евро, а оплата багажа становится дешевле на 5 евро. Поделиться этими преимуществами можно с ещё одним человеком, так что для семьи это предложение выгоднее.