13 декабря 2021

Золотые бутерброды: почему в аэропортах дорогая еда

aviasales
aviasales
Поделиться
Поделиться

Вопрос, который волновал каждого: почему в аэропорту поесть или выпить стоит миллион денег? Зачастую точки питания не пытаются «нажиться» на пассажирах, у которых нет выбора (хотя и такое бывает), конечная цена, помимо обычной себестоимости продуктов, оплаты аренды и зарплат персонала складывается и из более специфических факторов. Давайте попробуем разобраться.

Что влияет на стоимость еды и напитков в аэропорту

При взгляде на ценник сэндвича, который в той же самой сети заведений в городе стоит в 2-3 раза меньше, вы можете воскликнуть — чёртовы капиталисты! И, в целом, будете правы. Но держать точку общепита в аэропорту действительно сложнее и дороже, чем где бы то ни было.

Аренда

В аэропорту она устроена иначе: вы не можете просто найти объявление о сдаче площади, заплатить и заехать. Заведению нужно подать заявку администрации аэропорта с кучей данных о себе, предложений по оформлению места, ассортименту товаров, предполагаемой стоимости позиций и так далее. После этого аэропорт выбирает, кого пускать на свою территорию, а кого нет. Это что-то вроде тендера

Кроме минимальной ежемесячной ставки аренды (которая периодически повышается) ресторану или кафе нужно платить процент с продаж — от 10 до 18%. 

Логистика

Редкий аэропорт находится в черте города, а это значит, что повышаются расходы на транспорт и логистику. Если у заведения нет собственной доставки, то ему приходится обращаться к сторонним компаниям, которые нередко завышают цены, когда узнают, что точка находится в аэропорту — в их понимании кафе зарабатывают быстро и легко, так как через аэропорт ежедневно проходят тысячи человек. 

Опять же — если поставки осуществляются через взлётно-посадочную полосу (часто это наиболее удобный вариант), то каждому водителю необходимо сдавать отдельные экзамены по вождению на ВПП. 

Персонал

Работа в общепите это в целом незавидное занятие, а ездить каждый день спозаранку в аэропорт желающих и того меньше. Вставать нужно раньше, так как поставки продуктов осуществляются строго в разрешённое окно (скажем, с 5 до 6 утра, чтобы не мешать функционированию основных систем аэропорта), ехать дальше, а кроме того каждый день проходить контроль безопасности

Поэтому текучесть кадров в аэропортовском общепите ещё выше, чем в городских заведениях — а это дополнительные траты на обучение персонала, который ещё нужно постараться найти. 

Это всё понятно, но легче не стало!

Если вы ещё не смирились с тем, что стоимость еду и напитков в аэропортах всегда будут выше, то можете внести вклад в её регулирование. Чаще всего, при очевидном факте спекулирования ценами, помогает жалоба в местную антимонопольную службу — к ней нужно приложить фотографии чеков, ценников, меню, а также указать свои данные, номер телефона и адрес электронной почты для обратной связи. 

Как ни странно, но освещение вопроса в социальных сетях также помогает. В этом плане Фейсбук в Казахстане довольно действенный инструмент: если помните, то когда-то в аэропорту Алматы самса стоила 800 тг, а бутылка пива 2500 тг. После череды гневных постов, которые подхватили СМИ, цены снизили — и сейчас поесть в Starbucks в зоне ожидания можно за те же деньги, что в городе. 

 

Поделиться
Поделиться
Скачай мобильное приложение Aviasales.kz
Более 103 000 оценок