Новая компания, скоростная трасса, горы и пустыни — это баночки с пленками Диафильма, которые к концу трипа в рюкзак уже не помещаются. Я раньше уже путешествовал в Китай самолетом, но это была очень туристическая поездка. Рассказываю про новый опыт и впечатления от городов, которые удалось посмотреть.
Эрэн-Хото
По меркам Китая город маленький, мне показался средним — находится на границе с Монголией. Аэропорт здесь небольшой, находится в пустыне, где пасутся бараны, верблюды и наглые таксисты — внимания не обращаем, садимся в бесплатный муниципальный автобус. В пустыне Гоби, что неподалеку, когда-то нашли тысячи костей динозавров, и город на этом распиарился — на въезде два бронтозавра о двадцати метров, а на главной площади — памятник.
Жил в хостеле, но формат больше похож на обычную дешевую гостиницу — толпы туристов не снуют по коридорам и кухне. В городе есть парк с воздушными мостами: похоже на многоярусные автомагистрали, бродили по ним долго.
Хух-Хото
Здесь были проездом, скорее хотели попасть в Пекин. Это центральный город автономного региона Внутренняя Монголия и молочная столица Китая — здесь работают главные офисы Yili и Mengniu.
В местной лапшичной познакомились с хозяевами, они живут в этом же здании, но этажом выше — пригласили на ночлег.
Порции лапши огромные, стоит около 250 ₸. Заметил, что если приветливо держаться и сносно лепить фразы на местном языке, то шансы на комфортную ночевку сильно повышаются.
Пекин
До города меня подбросил мужчина на электрокаре — в горку разряжается, под горку заряжается, еле доехали.
Пекин — административная столица Китая (Шанхай — финансовая, Гуанчжоу — торговая).
Здесь пробыли четыре дня: через Couchserfing нашли местечко для жилья у местного по имени Мао, который называл себя «дуриановый король» — поставлял фрукты в рестораны и магазины. Рассказал, что один китаец соотечественника не повезет — иностранец интереснее, и отвез к Великой Китайской стене. Мао говорил, что настоящим китайцем нельзя называться, если здесь не побывал — народу миллион. Смотреть на отреставрированную часть памятника не хотелось, поэтому я нашел развалины настоящей стены — туристов намного меньше, так как сохранилось мало и смотреть почти не на что.
В первый день просто гуляли по городу, а вечером наш хозяин квартиры повез нас к своим друзьям — они были весьма гостеприимным и накормили до отвала. В городском парке мы натянули слеклайн — исполняя несложные трюки, заработали около тридцати долларов. Часто подходили полицейские для проверки визы — общались вежливо, проблем не возникало.
В метро, как оказалось, не пускают с ножом — туристу без этого инструмента не обойтись, пришлось ехать наземным транспортом. Стоимость проезда в Пекине — от 161 до 1389 ₸, в зависимости от удаленности.
Шанхай
От Пекина ехали очень долго — часто подходили полицейские и на скоростных автобанах мало кто останавливался. Это приморский город с очень дорогим жильем — мы квартировались у мужчины, высококвалифицированного инженера с высокой зарплатой, но он смог купить только крохотную однушку. Квартира была настолько мала, что ноги приходилось вытягивать под кровать (спали на полу). Зато, от квартиры в пешей доступности была набережная Вайтань.
Так как я велопутешественник, решил заказать на местном Тао Бао карбоновые запчасти. Сайт, что русифицирован, сильно отличается от китайского — выбор меньше и есть наценка. Привезли мои детали через два дня из Шэньжэня, курьерские службы работают в Китае быстро.
Цинхай
Это часть Тибета, и хитрость в том, что через эту провинцию можно попасть беспрепятственно на территорию, куда требуется пермит — специальное разрешение. Это каменное пустынное плато на высоте 3000 метров. С палаткой я провел три дня у огромного и красивого озера Кукунор. Важно не пролететь с попуткой, иначе можно застрять на шесть часов — район малонаселен. Чтобы не промахнуться, смотрите карту, GPS и если водитель стал сворачивать с нужного направления — останавливайте машину и выходите. Погода в марте, как в Казахстане в ноябре.
Мне несколько раз пытались помочь местные жители и отправить в гостиницу. Я понимал, что это незажиточные китайцы и это добро делают на предпоследние деньги — отказался. Накормили ужином, дали в дорогу булок и нехотя отпустили — все-таки, в деревнях народ добродушнее. В Синине, столице Цинхая, кафешка всего одна, зато с вкусной лапшой — тарелка стоила примерно 1090 ₸.
Урумчи
Сильно отличается от центрального Китая: язык, внешность, повадки — всё не так, как в приморских регионах. Помогать мне почти никто не вызывался, английский никто не знает, приходилось общаться жестами. Мимо города я проехал быстро, задержался лишь в пустыне Такла-Макан — посмотреть на гору Мазатаг и встретить рассвет. Тамариски — невысокие кустарники превращают ландшафт в печальную, но прекрасную сказку.
Язык, деньги, особенности передвижения
Чтобы в свободные часы подготовить несколько полезных фраз, еще дома скачал на смартфон офлайновый переводчик — на трассе и в участке полиции выручало.
Банкоматами не пользовался, так как они не всегда работали — брал в поездку наличку и прятал по разным карманам одежды, сумки и рюкзака. Я специально взял с собой минимум денег — 27 800 ₸ на месяц. Это была проверка, смогу ли тратить только на еду и зарабатывать по дороге.
Остановиться может фура, минивэн, легковушка — важно то, насколько хорошо водитель знает язык и насколько попутчик ему интересен. Денег с меня не взяли ни разу, но с интересом слушали и спрашивали — такова плата. Голосовать разрешено не на всех участках автобана — только там, где водитель сможет остановиться, даже знаки висят запрещающие пешее передвижение. В Китае сложные развязки — без внимательного изучения карты и выбора места голосования есть шанс никуда не уехать.
Часто останавливала полиция — смотрят визу, спрашивают: кто, куда, зачем и надолго ли. Сотрудники вежливые и приветливые, отвозили к разрешенному месту посадки пассажиров или просто к придорожной кафешке.
Иногда забирали в отделение — здесь начинается цирк. Увозят, если не знают английского и не могут разобраться на месте. В отделении по телефону я какому-то плохо знающему английский китайцу объяснял, кто я, а тот в своем вольном переводе передавал полицейским. Часто меня все равно не понимали и просто увозили туда, куда мне надо — максимально далеко в нужном направлении.
Еще несколько советов
- Если поток движется с высокой скоростью — скорее всего, вам ничего не светит.
- Дайте время водителю вас заметить, принять решение и оттормозиться — выйдите на хорошо просматриваемую часть обочины.
- Если путешествуете по Китаю с палаткой весной, то берите спальный мешок с температурой комфорта от -10 ℃ — в пустыне ночью холодно.
- В деревнях вам охотнее помогут, чем в большом городе — в мегаполисе просто некогда болтать на тротуаре и вникать в чужие проблемы.
- Границу между городами трудно отследить — один в другой плавно переходит, только высота зданий меняется, в деревеньках проседает. Чаще смотрите в карту.
- В Китае семь основных диалектов с письменными и разговорными особенностями, но есть и жители неграмотные — чаще всего вас вообще не поймут, будьте к этому готовы.