Автостоп — это самый дешёвый и быстрый способ начать путешествовать, когда приключений хочется, а денег на авиабилеты ещё не хватает. Никаких документов оформлять не нужно, все вещи помещаются в рюкзак, а направление выбираете только вы — ну сказка же. Если когда-то думали или только задумываетесь о таком — полезно прочитать несколько наблюдений от нашего автора, который катался по Казахстану в течение двух лет.
Поймайте правильный вайб
Как начнёте — так и пойдёт. Не бойтесь, что не поймаете машину, застрянете на трассе, столкнетесь с грабителями или покалечитесь. Да, такое бывает, но не обязательно, что это случится именно с вами. Романтизируйте свою поездку — думайте о красотах, которые увидите по дороге, о новых людях и невероятном чувстве свободы. Повторите внутри себя: «Я с рюкзаком, один/одна где-то в Казахстане и будь что будет!»
Не нагружайте рюкзак
С собой — только рюкзак и поясная сумка. Не вздумайте брать ничего сверх этого — в пути вы будете проклинать свои пожитки за боли в спине и прочие неудобства. Всё просто: в поясную сумку кладём вещи первой необходимости, в рюкзак всё остальное.
Совет 1: купите себе качественную и удобную обувь. Как-то мне пришлось идти 80 километров пешком — и я готов был жениться на своих кроссовках.
Совет 2: пейте воду и пополняйте флягу при каждом удобном случае. Особенно актуально летом — в условиях открытой степи жидкость из вас будет вылетать литрами. Чем лучше себя чувствуете — тем приятнее путешествие.
Идеальный рюкзак — это 7-8 кг загрузки. Разбейте вещи на категории, так будет проще ничего не пропустить:
- запасная одежда и пара тёплых вещей;
- одна пара запасной обуви;
- средства гигиены;
- аптечка и фляга для воды;
- еда, которая много не весит и не портится: сухари, консервы, крекеры, лапша быстрого приготовления;
- деньги, куда же без них;
- техническая часть: пауэрбанк, кабели для зарядки, камера и что душе угодно;
- прочие вещи для выживания: нож, зажигалка, верёвка и др.
Будьте реалистом
Многие видели западные фильмы, где свежий и отдохнувший герой изящно вытягивает руку с обочины, и через минуту его подбирает блестящий огромный тягач. В Казахстане такого не будет — готовьтесь быть пыльными, уставшими и помятыми — водители здесь подбирают попутчиков крайне редко, поэтому иногда на обочине придётся стоять по 3-5 часов. Ещё хуже — ночевать в степи, в лесу, на заправках, куда ночью постоянно прибегают волки и другая крупная живность.
Вообще стоять на месте и голосовать рукой — не самый лучший вариант. Лучше сделайте две большие картонные таблички и повесьте себе на рюкзак: первую — с названием ближайшего населённого пункта, вторую — с конечной точкой назначения. Это экономит время, водитель сразу видит, куда вам нужно и если не подбросит до конечной точки, то хотя бы до ближайшей. Немая коммуникация здесь решает многое.
Погода — это лотерея
Вышли на трассу в жару и солнцепёк, а через пару часов уже замерзаете? Это Казахстан! За поездку вам придётся несколько раз менять свой лук: надевать или снимать дождевик, менять свитер, заматывать лицо от песка, убирать штаны в рюкзак и менять их на шорты. В открытой местности нет тени, укрытия от дождя или бури — держите сменную одежду в верхней части рюкзака.
Взаимовыручка — это важно
Будьте готовы помочь водителю в дороге: за 2 года я менял колёса на грузовиках, чинил фары, жёг покрышки, чтобы согреться, помогал написать поздравление ко дню рождения, работал портативной кофе-машиной, показывал битбокс три часа, чтобы водитель не уснул, помогал рулить, взвешивал грузы на таможне, отгружал коробки с сапогами, подменял диспетчера и охранял фуру от грабителей.
Чем вы проще — тем лучше. В дороге вы узнаете себя нового и столкнётесь с вещами, которые в привычной жизни никогда не делали. Не задирайте нос и всё будет хорошо. А ещё иногда это весело.
Избегайте конфликтов
Не все попутчики — добрейшие люди. Прямо говоря, треть людей на трассе очень скверные и маргинальные единицы общества. Пару раз мне приходилось драться, причём очень серьёзно. Сейчас я понимаю, что этого можно было избежать, да и подумайте, кто захочет посадить к себе в машину человека с фингалом под глазом? Люди в Казахстане подозрительные и часто оценивают других по внешнему виду: татуировки — тюремщик, усталый вид — наркоман.
Здесь большой минус — на трассах орудуют банды мошенников и грабителей, которые под видом попутчиков ищут себе очередную жертву. Многие водители перестраховываются и не берут никого, никогда, ни при каких обстоятельствах. Это тоже можно понять. Если вам грубо отказали — примите это и не устраивайте конфликт. Вокруг вас сотни километров без какой-либо цивилизации, а ваша задача — остаться здоровенькими.
Пополняйте силы
Вы не робот и не сможете бесконечно ехать без остановок на полноценный обед, душ и сон. Добрались до города — сняли дешёвую гостиницу, поели-попили, поспали. Вот здесь вам и пригодятся деньги.
Не переоценивайте свою выносливость — сон может прийти к вам посреди жары в степи, в кабине у дальнобойщика или при первой возможной остановке. Кстати, старайтесь не спать в кабине, иначе вас могут высадить — водителя тоже будет клонить в сон, а это плохо для вас обоих.
Не ешьте в сомнительных местах
У всех дальнобойщиков есть свои проверенные придорожное кафе или кемпинги, поэтому смело доверяйте их выбору — с едой всё будет в порядке. Другое дело, если вы застряли в дороге и наткнулись на палатки с шашлыком или на продавца солений. В этом случае еда (что жалко) никак не пересекается с санитарией. Самое опасное в придорожных палатках — готовые сэндвичи в пакетах.
Отравитесь — можно разворачиваться и ловить попутку домой — любая болезнь в дороге переносится в три раза хуже. Сомневаетесь в качестве еды — воздержитесь и перекусите водой с крекерами. Вы же взяли с собой минимальный запас еды?
Не тратьте деньги на дорогу
Это автостоп, а не Blablacar, будьте честны с собой. Часто водители останавливаются на трассе, чтобы заработать на попутчиках, а таких много. К сожалению, регулярный транспорт между всеми сёлами в Казахстане до сих пор не налажен, поэтому местные жители перемещаются именно так.
Но вы же авантюрист! Как вы потом будете рассказывать друзьям, что проехали полстраны, не потратив на проезд ни копейки? Часто вам будут предлагать заплатить пару-тройку тысяч за проезд — это лёгкий и соблазнительный вариант, но не для вас. Не все водители хотят денег — кому-то нужен собеседник, кому-то интересно, а другие просто рады помочь. Рано или поздно вы обязательно встретите нужного человека.
И последнее — ловите моменты
Фотографируйте и снимайте на видео всё, что видите. Потом будет приятно вспомнить свое приключение, сидя дома в удобном кресле.